Как подобрать цветовую палитру для своего сада: 4 варианта

Распространенные ошибки в дизайне сада: форма, цвет, композиция

В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована связь дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое многоуровневость и как ее можно создать, а также о том, почему забор нельзя сбрасывать со счетов ландшафтного дизайна. Теперь перейдем к форме, цвету и композиции.

Ошибка 5. Увлечение геометрией

Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (как правило, так и бывает), то все линии планировки должны быть ровными: дорожки –прямыми, газон – квадратным и так далее.


Не увлекайтесь геометрией!

Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется метод противоположного. Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Метод заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы отрицаются.

Так, если участок узкий и длинный, исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем сада:

  • если желаемый замысел требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали и так далее;
  • если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же неправильной волнистой формы. Даже если по каким-либо причинам сделать пейзажную дорожку решительно невозможно, на помощь придут обманки: просто устройте по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал мощения будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть: создайте иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен фантазийный рисунок мощения.


Хорошо, если материал дорожек будет неоднородным. Фото с сайта gkdomisad.ru

Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент скульптурности в саду), к водоёмам, к газонам. Например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной или лентообразной формы, а если вам нравится – то и свободной, произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом на участке визуально скругляются острые углы и расширяются узкие проходы.


Пейзажность – лучше

Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Следует заметить, что в способе противоположного мелочей не бывает. По необходимости его можно применять и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).

Ошибка 6. На участке нет композиции

Слово композиция слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширна, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, не обязательно классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты, чтобы это выглядело красиво. Она должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.


Никакой композиции здесь нет

Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они его используют. Например, умение стильно одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.

Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, главный герой, вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и так далее.


Очень важно правильно выбрать центр композиции. Фото с сайта tadgikov.net

Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским качеством: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.

Центр – условное название, совсем не обязательно искать его в середине участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.

А ещё композиция – это пропорциональность,то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и размеров дома величине всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это режет глаз и выглядит так, как будто всё собрано с разных участков. Нужно уравновесить размеры. Как это можно сделать:

  • во-первых, правильным планированием. Большому дому – значительное окружение: беседки и площадки отдыха должны быть просторными, а деревья – высокими. Соответственно, участок тоже должен быть обширным. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру;
  • во-вторых, есть специальные приёмы: если на маленьком участке уже построен большой дом, то окружение тоже нужно сделать большим, с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.


А вот здесь композиция есть

И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.

Всё в саду имеет свою техническую конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга (в метрах, сантиметрах) будут располагаться его отдельные части.

Тот же самый вопрос возникает когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Ответ на этот вопрос даст критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют божественной. Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на две неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».

На практике это просто: в саду нужно применять коэффициент пересчета, он равен 0,618. Допустим, у вас есть два объекта, расстояние между которыми равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос – где? В совершенно определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0,618, получите 6,18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6,18 м от любого из двух существующих.

Ошибка 7. Неправильно использован цвет

Встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это ведь не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибкой будет считать, что в природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше оттенков, особенно ярких, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания, которые бывают:

  • в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета;
  • в виде тональной гармонии, когда используются различные, но близкие цвета;
  • в виде контрастной гармонии – когда используются противоположные, резко контрастные цвета.


В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Фото с сайта img.superdom.ua

Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции будет уже не слишком гармонично.

Не стоит забывать и о группе нейтральных цветов:

  • светло-серый;
  • светло-синевато-серый;
  • бежевый;
  • песочный;
  • кремовый;
  • очень светло-жёлтый.


Они станут отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновесят всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации.

Читать еще:  Гербициды – что это такое и для чего их применяют?


С цветом явно перебор

На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет, или жёлтая составляющая (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и выцветают. Поэтому, если вы хотите высадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени расположить растения, цветущие голубым.

Освещение в саду в течение дня постоянно меняется. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.

Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу будет сложно. И вот что я предлагаю. Для того, чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:

  1. На большой лист бумаги нужно наклеить несколько достаточно крупных фотографий основных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать различные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (можно просто их чёткие фото), фото желаемых растений, мебели и аксессуаров именно такого цвета, как вы хотите. Естественно, учитывая основные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не найдёте тот вариант цветовых сочетаний, который вас устраивает.
  2. Теперь его можно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести этот коллаж на улицу, рассмотреть при разном освещении в различное время суток. Если вам нравится результат, тогда этот коллаж становится руководством к действию – образцом для конкретных покупок.


Эта цветовая гаманюансная

Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и глушит цвета природы. В любом случае лучше отдать предпочтение пастельным тонам.

Как подобрать цветовую палитру?

Различные цвета и оттенки по-разному влияют на наши эмоции и ассоциации. Также цвета влияют на наше восприятие дизайна. Неважно, что это за дизайн – интерьера, сайта или мобильного приложения – сочетание цветов играет очень важную роль. Всего несколько веков назад выбор цветов, то есть пигментов, был очень небольшим. Краски получали из различных минералов и растений, и ремесленникам того времени было достаточно легко подобрать сочетающиеся цвета. Современным дизайнерам намного сложнее – в их распоряжении огромное количество оттенков и порой бывает мучительно трудно подобрать гармонично сочетающиеся цвета.

Каждый дизайнер решает эту проблему по-своему. Одни действуют интуитивно, перебирая оттенки почти наугад, другие методично составляют готовые палитры и затем используют их в своей работе. FreelanceToday предлагает вам ознакомиться с различными способами подбора цветовых палитр, которыми поделились известные дизайнеры.

1. ГОТОВЫЕ ПАЛИТРЫ ВОКРУГ ВАС

Калли Хегстрем, дизайнер из агентства Make Media, рассказывает: «Сначала я делаю фотографии чего-то красивого. Это могут быть цветы, закат, что угодно. Таким образом я получаю готовую цветовую палитру и теперь мне лишь нужно вычленить из фото основные цвета, которые обязательно будут гармонировать между собой. Затем я могу открыть фотографию в фотошопе и с помощью пипетки сделать новую палитру. Еще проще сделать палитру с помощью такого инструмента, как Photocopa. Просто загрузите понравившееся изображение и получите готовую палитру».

2. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Художник Марк Шагал говорил: «Все цвета друзья своих соседей и любителей их противоположностей». Что он имел в виду? «Друзьями» Шагал называл оттенки, расположенные рядом на цветовом круге, например, голубой и синий. А вот «любители противоположностей» находятся напротив них на цветовом круге, то есть синий цвет будет сочетаться с различными оттенками оранжевого.

Канадский дизайнер Синди Кинаш из агентства Cultivated Mind говорит: «Когда используешь акварель, чтобы показать тень или глубину, можно использовать похожий цвет, только на несколько оттенков темнее». Данный способ подобрать хорошо сочетающиеся цвета один из самых лучший. Используя дружественные цвета и сочетая их с контрастными оттенками, можно добиться потрясающих результатов – нужно просто знать, как пользоваться цветовым кругом.

3. УЧИМСЯ У ДИЗАЙНЕРОВ ИНТЕРЬЕРА

Так как независимо от вида дизайна принципы работы с цветом остаются неизменными, то можно обратить внимание на то, как составляют цветовые палитры дизайнеры интерьера. Британский дизайнер Елена Дженова делится опытом: «Когда я занимаюсь дизайном интерьера, я использую правило, которое применимо и к графическому дизайну. В работе я использую доминирующий цвет, его доля составляет 60%, дружественные оттенки (30%) и 10% приходится на цветовой акцент. Если палитра кажется слишком бедной, то можно добавить несколько оттенков, которые будут «друзьями» доминирующего цвета, при этом не стоит дробить акцент, его нужно оставить таким, каким он был».

Если вы испытываете трудности с подбором цветов, обратите внимание на соседние области дизайна – вполне возможно, вы найдете там вдохновляющие примеры.


4.
СОХРАНЯЙТЕ УДАЧНЫЕ ПРИМЕРЫ

Ники Лаатц, владелец типографии и магазина для дизайнеров, рассказала, как она находит эффектные цветовые палитры и как использует их в своей работе: «Всякий раз, когда я вижу картину или иллюстрацию с цветами, которые мне нравятся, я делаю фото или скриншот и сохраняю их. Затем, когда мне приходится подбирать цветовую палитру, я просто просматриваю все сохраненные изображения и всегда нахожу там что-нибудь вдохновляющее».

Искать удачные примеры сочетающихся цветов можно где угодно – в музеях, в книгах, в журналах и, конечно, в интернете. Также можно использовать такой сайт, как Pinterest, на котором можно каталогизировать и сохранить множество видов цветовых палитр.


5.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВЕЕР PANTONE

Иногда такой проверенный способ подбора цветов, как цветовой круг, не помогает составить палитру. В этом случае, можно подобрать цвета как в старые добрые времена, используя веер Pantone. Порой бывает полезно отойти от монитора и сосредоточиться не на цифровом, а на физическом образце цвета. Келли Хегстрем так объясняет использование веера оттенков в своей работе: «Иногда очень хорошо иметь веер под рукой, особенно тогда, когда вы не уверены, что оттенок на мониторе будет правильно отображаться при печати. Также веер пригодится, если клиенту нужен какой-то особенный цвет – вы просто показываете ему веер и проблема решается сама собой».

Pantone могут очень пригодиться в работе графических дизайнеров – с помощью веера можно составить точные палитры цветов, которые не только сэкономят время, но и позволят не волноваться, когда дело дойдет до печати в типографии.


6.
ВОЗЬМИТЕ ЦВЕТА У ПРИРОДЫ

Наши глаза привыкли к цветам, которые чаще всего встречаются в природе. Естественные цветовые палитры всегда будут смотреться удачно – ведь они нам знакомы. Дизайнер Гэри из агентства CO-OP говорит: «Цветовые комбинации бесконечны. Пейзажи, фрукты, листья, цветы – все это естественные, доступные и бесплатные источники вдохновения». Гэри работает в Южной Африке и поэтому его палитры теплые и яркие, как и природа этой страны.


7.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ 3 ИЛИ 4 ЦВЕТА

Если дизайнер сознательно использует в работе широкую цветовую гамму, например, ему нужно изобразить радугу – это одно. Однако следует избегать использования слишком большого количества цветов. Родриго Герман, дизайнер из Чили, рекомендует использовать в дизайне три цвета. Если же требуются дополнительные оттенки, то они должны быть как можно менее контрастны к основному цвету.

Демонстрируя созданный им шрифт Marty, Родриго использует три цвета – розовый, зеленый и черный. При этом он играет с текстурой, чтобы достичь нужной степени контраста.

Так что, если вы испытываете трудности с подбором цветов или не уверены в своей цветовой палитре, спросите себя, а можете ли вы сократить количество цветов, в идеале – до трех. Иногда этот способ бывает очень действенным.


8.
ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА ЗАВИСИТ ОТ ТЕМЫ

Приступая к подбору цветов, нужно всегда учитывать тему. Вы работаете над сайтом на спортивную или бизнес-тематику? Или ваш проект посвящен красоте и моде? Подумайте, какие цвета идеально отвечают заданной теме. Вы создаете флаер для косметического салона? Не стоит его делать в темных тонах. А если вы работаете над спортивным журналом – какие цвета вам понадобятся? Каждую тему можно описать словами – например, моду можно охарактеризовать такими прилагательными, как «изящная», «милая», «элегантная», а спорт – словами «динамичный», «агрессивный», «яркий».

Читать еще:  Правильное питание зимой – как не набрать лишние килограммы

Саломея, дизайнер из агентства Graphic Box, предлагает сначала сделать предварительный набросок цветовой палитры, а затем постепенно выбирать наиболее подходящие оттенки. «Например, мне нужен «романтический» фиолетовый, – говорит она. – Или я хочу использовать «милый» розовый». Саломея предлагает использовать эмоции для точного подбора цветов – данный способ помогает создавать палитры, максимально отвечающие теме. Также она считает, что дизайнерам стоит ознакомиться с теорией цвета и почитать различные материалы, в которых рассказывается о том, как люди воспринимают различные сочетания цветов.


9.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ PINTEREST ДЛЯ ПОИСКА ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАЛИТР

На сайте Pinterest можно найти большое количество цветовых палитр, созданных дизайнерами со всего мира. Ян Барнард, создатель компании Vintage Design Co, рассказывает, как он использует Pinterest: «Если бы я работал над созданием плаката о пляжном отдыхе, то я бы ввел в поиск на сайте запрос «летние цветовые палитры» и выбрал бы подходящий вариант».


10.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ

COLORlovers – это творческое сообщество, где люди, живущие в разных странах, создают и делятся с другими участниками цветовыми палитрами и шаблонами. Став участником сообщества вы получите доступ к более чем 3,7 млн. готовых цветовых палитр.

Если вы ищете вдохновения и хотите добиться результата, используя нестандартную цветовую гамму, помощь профессионального сообщества будет весьма кстати.

home_and_garden

Home and Garden

Стильный и комфортный дом

Ландшафтный дизайн: палитра сада

Продолжу тему ландшафтного дизайна цветочной колористикой.

Цвет передает настроение и эмоции. Можно нарисовать картинку или сделать «перечисление». При этом цветовосприятие субъективно и в первую очередь при создании сада стоит отталкиваться от личных предпочтений.

Картина:

Перечисление:

Цвет в цветочных композициях

Цветник воспринимается по-разному вблизи и издали. Поэтому при создании сада нужно помнить о перспективе, с каких точек мы будем «видеть картинку».

Один кусочек композиции вблизи:

Издали:

Само цветение скоротечное и яркое.

Желто-синюю гамму легко создать в июне, но сложно в сентябре.
На солнечных участках лучше читаются теплые композиции.
Найти красное, растущее в тени, очень сложно.

Не про цветы, а про цвета.
Цветовой круг.

Не буду углубляться в теорию. Остановлюсь на основах. В дружественном сообществе недавно разбирались цветовые комбинации для гардероба более, чем подробно. Для цветника точность подбора менее важна, особенно учитывая то, как сложно подобрать оттенки цветов (а иногда вырастает не то, что было изображено на упаковке).

Цвета бывают ахроматические (черный, белый и серые) и хроматические (наша цветовая палитра).

Основные цветовые комбинации:
монохроматическая (один цвет используется)

В данном случае монохроматической гаммой можно назвать и оттенки зеленого:

комплементарная (цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге)

синий и оранжевый

или, если зеленый учитывать — зеленый и фуксия/розовый

триада (равнобедренный треугольник)

сплит-комплементарная (два цвета рядом, один напротив)

От градаций цвета (светло-голубой — ярко-голубой), дополнительных (комплементарных цветов), которые усиливают друг друга, до контраста цветовых сопоставлений (чистые цвета — красный, синий, желтый).

Пастельные цвета будут давать одно настроение, яркие насыщенные — другое.

Насыщенность цветов важна для сложных сочетаний.

Сиреневый и оранжевый — контраст 1-го порядка.

Одинаковая насыщенность смягчает сочетания, примиряет цвета.

Светлота — близость к белому или черному.

Светлый — желтый, розовый, голубой.

Темный — синий, фиолетовый, коричневый

Темное теряется на темном, светлое на светлом. Мы рассматриваем не только сочетания цветов, но и фон — стены, забор, конструкции.

Светлотный контраст — насколько один цвет темнее или светлее другого.

Чем контрастнее сочетание, тем оно выглядит современнее.

Самый сложный цвет — белый.
В разноцветных цветниках он дает «выбитые пиксели». Он переводит картину в ахроматический ряд.

Лучше всего белый смотрится в монохроматических цветниках.

Или используется не чисто-белый (кремовый, голубоватый).

Про цветовые сценарии цветника будет еще один пост. Предыдущие посты по тегу «ландшафтный дизайн».

Распространенные ошибки в дизайне сада: форма, цвет, композиция

В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована связь дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое многоуровневость и как ее можно создать, а также о том, почему забор нельзя сбрасывать со счетов ландшафтного дизайна. Теперь перейдем к форме, цвету и композиции.

Ошибка 5. Увлечение геометрией

Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (как правило, так и бывает), то все линии планировки должны быть ровными: дорожки –прямыми, газон – квадратным и так далее.


Не увлекайтесь геометрией!

Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется метод противоположного. Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Метод заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы отрицаются.

Так, если участок узкий и длинный, исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем сада:

  • если желаемый замысел требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали и так далее;
  • если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же неправильной волнистой формы. Даже если по каким-либо причинам сделать пейзажную дорожку решительно невозможно, на помощь придут обманки: просто устройте по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал мощения будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть: создайте иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен фантазийный рисунок мощения.


Хорошо, если материал дорожек будет неоднородным. Фото с сайта gkdomisad.ru

Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент скульптурности в саду), к водоёмам, к газонам. Например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной или лентообразной формы, а если вам нравится – то и свободной, произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом на участке визуально скругляются острые углы и расширяются узкие проходы.


Пейзажность – лучше

Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Следует заметить, что в способе противоположного мелочей не бывает. По необходимости его можно применять и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).

Ошибка 6. На участке нет композиции

Слово композиция слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширна, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, не обязательно классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты, чтобы это выглядело красиво. Она должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.


Никакой композиции здесь нет

Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они его используют. Например, умение стильно одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.

Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, главный герой, вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и так далее.


Очень важно правильно выбрать центр композиции. Фото с сайта tadgikov.net

Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским качеством: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.

Читать еще:  Как построить прочную каменную стену на участке

Центр – условное название, совсем не обязательно искать его в середине участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.

А ещё композиция – это пропорциональность,то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и размеров дома величине всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это режет глаз и выглядит так, как будто всё собрано с разных участков. Нужно уравновесить размеры. Как это можно сделать:

  • во-первых, правильным планированием. Большому дому – значительное окружение: беседки и площадки отдыха должны быть просторными, а деревья – высокими. Соответственно, участок тоже должен быть обширным. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру;
  • во-вторых, есть специальные приёмы: если на маленьком участке уже построен большой дом, то окружение тоже нужно сделать большим, с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.


А вот здесь композиция есть

И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.

Всё в саду имеет свою техническую конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга (в метрах, сантиметрах) будут располагаться его отдельные части.

Тот же самый вопрос возникает когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Ответ на этот вопрос даст критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют божественной. Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на две неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».

На практике это просто: в саду нужно применять коэффициент пересчета, он равен 0,618. Допустим, у вас есть два объекта, расстояние между которыми равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос – где? В совершенно определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0,618, получите 6,18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6,18 м от любого из двух существующих.

Ошибка 7. Неправильно использован цвет

Встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это ведь не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибкой будет считать, что в природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше оттенков, особенно ярких, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания, которые бывают:

  • в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета;
  • в виде тональной гармонии, когда используются различные, но близкие цвета;
  • в виде контрастной гармонии – когда используются противоположные, резко контрастные цвета.


В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Фото с сайта img.superdom.ua

Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции будет уже не слишком гармонично.

Не стоит забывать и о группе нейтральных цветов:

  • светло-серый;
  • светло-синевато-серый;
  • бежевый;
  • песочный;
  • кремовый;
  • очень светло-жёлтый.


Они станут отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновесят всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации.


С цветом явно перебор

На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет, или жёлтая составляющая (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и выцветают. Поэтому, если вы хотите высадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени расположить растения, цветущие голубым.

Освещение в саду в течение дня постоянно меняется. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.

Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу будет сложно. И вот что я предлагаю. Для того, чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:

  1. На большой лист бумаги нужно наклеить несколько достаточно крупных фотографий основных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать различные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (можно просто их чёткие фото), фото желаемых растений, мебели и аксессуаров именно такого цвета, как вы хотите. Естественно, учитывая основные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не найдёте тот вариант цветовых сочетаний, который вас устраивает.
  2. Теперь его можно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести этот коллаж на улицу, рассмотреть при разном освещении в различное время суток. Если вам нравится результат, тогда этот коллаж становится руководством к действию – образцом для конкретных покупок.


Эта цветовая гаманюансная

Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и глушит цвета природы. В любом случае лучше отдать предпочтение пастельным тонам.

home_and_garden

Home and Garden

Стильный и комфортный дом

Ландшафтный дизайн: палитра сада

Продолжу тему ландшафтного дизайна цветочной колористикой.

Цвет передает настроение и эмоции. Можно нарисовать картинку или сделать «перечисление». При этом цветовосприятие субъективно и в первую очередь при создании сада стоит отталкиваться от личных предпочтений.

Картина:

Перечисление:

Цвет в цветочных композициях

Цветник воспринимается по-разному вблизи и издали. Поэтому при создании сада нужно помнить о перспективе, с каких точек мы будем «видеть картинку».

Один кусочек композиции вблизи:

Издали:

Само цветение скоротечное и яркое.

Желто-синюю гамму легко создать в июне, но сложно в сентябре.
На солнечных участках лучше читаются теплые композиции.
Найти красное, растущее в тени, очень сложно.

Не про цветы, а про цвета.
Цветовой круг.

Не буду углубляться в теорию. Остановлюсь на основах. В дружественном сообществе недавно разбирались цветовые комбинации для гардероба более, чем подробно. Для цветника точность подбора менее важна, особенно учитывая то, как сложно подобрать оттенки цветов (а иногда вырастает не то, что было изображено на упаковке).

Цвета бывают ахроматические (черный, белый и серые) и хроматические (наша цветовая палитра).

Основные цветовые комбинации:
монохроматическая (один цвет используется)

В данном случае монохроматической гаммой можно назвать и оттенки зеленого:

комплементарная (цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге)

синий и оранжевый

или, если зеленый учитывать — зеленый и фуксия/розовый

триада (равнобедренный треугольник)

сплит-комплементарная (два цвета рядом, один напротив)

От градаций цвета (светло-голубой — ярко-голубой), дополнительных (комплементарных цветов), которые усиливают друг друга, до контраста цветовых сопоставлений (чистые цвета — красный, синий, желтый).

Пастельные цвета будут давать одно настроение, яркие насыщенные — другое.

Насыщенность цветов важна для сложных сочетаний.

Сиреневый и оранжевый — контраст 1-го порядка.

Одинаковая насыщенность смягчает сочетания, примиряет цвета.

Светлота — близость к белому или черному.

Светлый — желтый, розовый, голубой.

Темный — синий, фиолетовый, коричневый

Темное теряется на темном, светлое на светлом. Мы рассматриваем не только сочетания цветов, но и фон — стены, забор, конструкции.

Светлотный контраст — насколько один цвет темнее или светлее другого.

Чем контрастнее сочетание, тем оно выглядит современнее.

Самый сложный цвет — белый.
В разноцветных цветниках он дает «выбитые пиксели». Он переводит картину в ахроматический ряд.

Лучше всего белый смотрится в монохроматических цветниках.

Или используется не чисто-белый (кремовый, голубоватый).

Про цветовые сценарии цветника будет еще один пост. Предыдущие посты по тегу «ландшафтный дизайн».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector