Что такое лэнд-арт? Новые приемы организации сада в ландшафтном дизайне

От land art до садовой скамейки

Редакция проекта « Загородное Обозрение »

197022 , Санкт-Петербург , Большой пр. П.С., 83

Связь с разработчиком сайта: it@zagorod.spb.ru

Загородное обозрение

Если хочется украсить сад объемной формой или скульптурой, а привычные варианты — от пластмассовых гномиков и керамических зверушек до реплик античных статуй из армированного бетона и камня — по той или иной причине кажутся неуместными, то стоит обратить взор на абстрактную скульптуру, которая в последнее время тоже считается частью ленд-арта.

ЛЕнд-арт — не ландшафтный дизайн!

Ленд-арт (от англ. Land art — «искусство земли, ландшафта, природы») — это художественное движение, возникшее в США в конце 1960-х — начале 1970-х годов. В работах художников этого направления ландшафт и произведение искусства неразрывно связаны. Пейзаж здесь оказывается главным художественным материалом и объектом. Ленд-арт — это еще и художественная форма, которая создается в природе из натуральных элементов, таких как почва, камень, валуны, органические материалы (ветви, листья, вода) с включением искусственных материалов, например бетона, металла, асфальта, и использованием минеральных красителей… Скульптуры не помещаются в ландшафт, скорее ландшафт становится поводом для их создания. В масштабных работах могут использоваться бульдозеры и другая строительная техника. Творения часто создаются в удаленных от цивилизации местах, оставляются на волю природных сил, которые их меняют и разрушают. Многие из первых работ, созданных в пустынях Невады, Нью-Мексико, Юты и Аризоны, уже бесследно растворились в природе и сохранились только на кинопленке и фотографиях. То, что большинство зрителей увидят произведения ленд-арта лишь на фото, роднит его с фото­искусством — ведь выбрать удачный ракурс для съемки немногим проще, чем придумать впечатляющее произведение.

В ленд-арте нет ничего принципиально нового: и древние наскальные рисунки, и геоглифы пустыни Наска, и каменные пирамиды-каирны, и даже японский сад камней, в котором на песке регулярно наносят новые концентрические круги, — это образцы того, что сегодня принято называть лендартовскими объектами. Конечно, как в любом современном искусстве, в нем есть концепция и идея, лежащая на поверхности, но не пришедшая в голову никому другому (как очень удачно определил один американский юморист: «Современное искусство = Я тоже могу так сделать + Да, но ты не сделал»).

Ленд-арт возник как художественный протест против искусственности чувств, пластмассовой эстетики и коммерциализации искусства в конце 1960-х годов в США. Образцы лэнд-арта отвергались музеями и галереями, поскольку были проявлениями творческой активности, далекими от привычной, а главное — транспортабельной скульптуры и рынка коммерческого искусства. И в самом деле, как можно перевезти рисунки из пустыни Наска? Никак. То же самое мешало признанию работ в стиле ленд-арта.

Художники ленд-арта вдохновлялись минимализмом и концептуальным искусством, но также такими модернистскими и минималистскими движениями, как «Де Стиль», кубизм, минимализм, работами Константина Бранкузи и Йозефа Бойса. Многие работавшие в этом стиле создавали одновременно минималистические и концептуальные произведения. Предшественником ленд-арта считается проект Contured Playground в Нью-Йорке Исаму Ногути, хотя сам автор называл его «скульптурой», а не ленд-артом. Влияние этой работы на современный ленд-арт, ландшафтную архитектуру и «окружающую скульптуру» (еще одно направление в искусстве — создание огромных скульптурных объектов, в которых зритель оказывается внутри, а не снаружи).

Можно сказать, что ленд-арт зародился и как протест против привычных методов ландшафтной архитектуры для создания нарочито искусственного ландшафта парка или сада, требующего немалых усилий для поддержания. Ведь сад, даже решенный в максимально приближенном к естественному стиле, является едва ли не апофеозом во многом потребительского отношения к природе. Но в итоге со временем, как это происходило со многими бунтарскими идеями, отрицание обогатило то, против чего протестовало, и сегодня стало частью ландшафтного искусства.

Каким бывает лЕнд-арт

Масштаб произведений художников этого направления различен — ленд-артом будет и небольшая прозрачная ширма, сплетенная из листьев, и гигантские геоглифы, выложенные из камня общим весом 1500 т (как работа Эндрю Роджерса в Австралии), и спирали и круги длиной сотни метров, созданные Робертом Смитсоном. Все это искусство работы с природными элементами. Более того, издаются книги, рассказывающие о том, как создавать объекты ленд-арта в лесу или на каменистом пляже, адресованы они и взрослым, и детям.

Пионер такого подхода к работе с природой и культурой — Алан Санфист. Его проект «Ландшафт времени», реализованный в Нью-Йорке в 1965 году (и растущий поныне), — попытка воссоздания уголка естественного ландшафта, существовавшего здесь до появления города. Три участка, на которых высажены местные виды, показывают лес на разных стадиях развития — от трав к молодым, а затем и взрослым деревьям. Можно ли считать эту работу прообразом экологического сада — сказать трудно, но то, что этот проект стал новым словом в городском озеленении, сомнений не вызывает.

Одна из самых известных работ ленд-арта — «Спиральный мол», созданная Робертом Смитсоном в 1970 году на Большом Соленом озере в Юте. Материалы: камни, грунт и водоросли. Спираль отделяет от берега длинный перешеек, отчего насыпь напоминает формой еще не развернувшийся лист-улитку папоротника. Длина насыпи — 460 м, а ширина — 4,6 м. Когда мастер работал, озеро было мелким, но вскоре поднявшаяся вода скрыла насыпь, затем ее уровень понизился опять… Таким образом, работа становится видимой и доступной в зависимости от капризов природы, живя своей жизнью.

Point of resolution — работа британского скульптора Чарльза Поулсена. Созданная в Шотландии, на туристической велосипедной тропе, она представляет собой эллипсы, «нанесенные» на вересковую пустошь путем снятия поверхностного слоя земли. С определенной точки, на которой расположена подзорная труба, эллипсы кажутся кругами, демонстрируя таким образом эффекты искажения перспективы. Вблизи же фигуры почти неразличимы.

Британец Энди Голсуорси предпочитает работать с камнем. Среди его работ каменное яйцо-каирн, стоящее в нью-йоркском сквере, узкая, почти готических пропорций башня из бревен, вздымающаяся ввысь в парке Сан-Франциско, каменные курганы в Вашингтонском музее.

В России тоже есть художники, работающие в этом направлении. Фестиваль «Архстояние» в деревне Никола-Ленивец ежегодно собирает скульпторов и архитекторов, произведения которых размещены среди красивейших пейзажей Средне-Русской возвышенности, на фоне природных ландшафтов, фактически является фестивалем ленд-арта.

Николай Полисский выставляет свои работы не только на этом фестивале, но и в столичных парках. Сейчас в России ленд-арт на подъеме, в то время как на Западе популярность этого вида искусства несколько снизилась.

Нередко ленд-арт совершенно эфемерен, и произведения этого направления быстро исчезают. Сложенные в пирамиду-каирн или миниатюрный стоунхендж камни на пляже, листья, нанизанные на веточку и оставленные в лесу, сохраняются не очень долго. Недолговечные, но легендарные, якобы оставленные пришельцами «круги на полях» — явные объекты ленд-арта, создаваемые таинственными шутниками. Американский фестиваль Burning Man, проходящий в пустыне неподалеку от Сан-Франциско, тоже отчасти посвящен ленд-арту — скульптуры строятся в пустыне, а затем торжественно сжигаются.

ЛЕнд-арт в ландшафтном дизайне

Позднее с лэнд-артом произошло то же, что и с остальными авангардными и отрицающими устои общества направлениями искусства: он стал мэйнстримом. Сегодня лэнд-артом называют и работу с землей, и инсталляции из разных предметов на природном фоне, а нередко и абстрактные скульптуры в садах.

Какие уроки может извлечь дизайнер, разглядывая работы ленд-арта? Какие объекты в этом стиле хороши в саду? Один из основных, наиболее полезных для ландшафтного архитектора навыков, которые можно получить, изучая произведения художников, — это навык работы с землей. Объекты, которые они создают в природе, могут быть созданы и в саду, разумеется, в уменьшенном масштабе.

Современный авангардный сад с его геометрическими формами обязан своим появлением в том числе и ленд-арту. Редко в каком саду «приживутся» произведения, ставшие классикой ленд-арта. Но они, будь то «Спиральный мол» на берегу Грейт-Солт-Лейк или кусок нетронутой природы в центре Нью-Йорка, стали одной из причин изменения подхода к саду. Современные сады, сады экологического стиля, злаковые и луговые появились тогда, когда была разработана тема странных объектов в природном окружении.

К искусству ленд-арта близка и практика создания цветников. Подбор растений по цветовой гамме, форме и размеру, срокам цветения, безусловно, важен. Но первое, что видит зритель, что подсознательно «читает» наш мозг, — это форма цветника. Очертания посадок влияют на настроение, задают направление движения взгляда, создают перспективу, определяют восприятие формы участка, когда кажущийся размер не соответствует действительности. И это только в плоских или почти плоских элементах садового дизайна, какими являются цветники.

Поднятые над уровнем газона земляные валы геометрической или свободной формы — еще один занимательный элемент садового декора. Для их создания необходимо использовать георешетки. Кроме того, объект должно быть удобно стричь, то есть нежелательны слишком узкие элементы, крутые откосы и т. д. Форма может быть любой: спираль, овал, прямоугольник… Особенно эффектно такие структуры смотрятся на больших газонах в минималистических садах.

Один из вариантов лэнд-артовских игр в саду — выстриженные на газоне узоры, трава в которых иной высоты, нежели на основной площади. Такие эксперименты лучше ставить не на партерных газонах, которые легко испортить неровной стрижкой, а на обыкновенных и луговых. Особенно эффект­ны спирали, круги или другие узоры на большом газоне — трудно вообразить украшение оригинальнее. А главное, такие узоры можно менять со временем.

Читать еще:  Личный опыт: как размножить зелеными черенками трудноукореняемые растения

Абстрактные скульптуры из разных материалов — от дерева до бетона и металла, иногда сложной формы, иногда нарочито простой, станут центральной точкой либо всего сада (если он маленький), либо какого-то его уголка. Поскольку они резко выделяются на фоне растительности или других элементов декора, важно не переусердствовать при выборе, чтобы стилистика сада и скульптура дополняли друг друга, а не дисгармонировали.

Сплетенные из ивового прута или живой ивы прозрачные скульптуры можно сделать самостоятельно. Они дешевы и легки в изготовлении, не слишком заметны среди растительности, а потому подходят для сада, решенного в природном стиле. Легкие и ажурные, они не будут доминировать над посадками. Их основной недостаток — недолговечность.

Еще один вид садовой скульптуры, относительно популярный в советское время, — корнепластика: скамьи, столы, фигуры Берендея и Лешего или просто размашистые абстрактные формы из корней деревьев. Сейчас этот вид садового декора практически забыт, поскольку появилось множество готовой садовой мебели. И выкорчеванные пни уничтожаются, хотя могли стать украшением пейзажного сада.

Жизнь полна парадоксов. «Земное искусство» изначально задумывалось как противовес садовому, но его идеи и методы, взятые на вооружение специалистами, обогатили ландшафтный дизайн. И сады авангардные, и сады экологические возникли не в последнюю очередь на волне отрицания сада «обычного». При этом даже в «простом» саду можно создать интересный уголок, позаимствовав замысел произведений масштабного земного искусства.

Арт-ландшафты, или сады нового времени

Что такое арт-ландшафт
Четкого определения, что такое арт-ландшафт, нет. Однозначно, что это не сад в традиционном понимании.
Архитектор Елена Забелина, изучавшая арт-ландшафты, в книге «Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре» характеризует их как некую законченную композицию, музейную инсталляцию, скульптуру, внутри которой можно находиться; как произведение, в центре внимания которого оказывается человек, сознательно переживающий то, что он воспринимает и делает. Яркие и динамичные, иногда абсурдные, арт-ландшафты вступают в эмоциональное взаимодействие со зрителем. Для них характерно превосходство идеи над формой, ассоциативные связи и взаимопроникновение музыки, живописи, театрального действа, скульптуры и архитектуры; использование новейших материалов и технологий. В арт-ландшафтах находят свое применение нетрадиционные для создания сада и новые строительные материалы и технологии. Таким образом, можно утверждать, что арт-ландшафт — это композиция, где содержание и авторская идея доминируют над формой.

Стилевые направления арт-ландшафтов
Истоки арт-ландшафта кроются в абстракционизме — модернистском течении в искусстве ХХ века, принципиально отказавшемся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.
В арт-ландшафте, как и в искусстве, существуют различные стилевые направления. В зависимости от того, на каких идеях основывается композиция арт-сада, их можно разделить на группы: кинетические, артефакты, инсталляции, «архитектурные».
Кинетические сады берут свое начало от кинетического искусства — авангардистского направления, ориентированного на пространственно-динамические эксперименты, обыгрывающего эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Для создания эффекта движения используются вода и ветер — самые динамичные из стихий. Японский архитектор Макато Сей Ватанабе объясняет идеи кинетизма: «Ветер нельзя увидеть. Можно почувствовать его дуновение на своей щеке, но увидеть его нельзя. Только дрожание листвы деревьев выдает его присутствие. Ветви деревьев — это устройства для визуализации ветра».
Теоретики кинетического искусства отдают предпочтение движению как средству противостояния бесконечному повторению художественных форм. «Цвет как пространственный элемент, звук как временной элемент, движение, разворачивающееся во времени и пространстве, — вот основные формы нового искусства, которое обнимает четыре измерения бытия. Это связано с тем, что понятие скорости стало константой человеческой жизни. Эра искусства застывших, как в параличе, красок и форм, миновала. Человек все больше теряет восприимчивость к фиксированным образам, из которых ушла всякая жизнь», — писал итальянский художник-новатор Лючио Фонтана в 1946 го ду в «Белом манифесте», призывающем к искусству, охватывающему различные области науки и техники.
Самый яркий пример кинетического сада был представлен на Ливерпульской биеннале 2008 года. Архитекторы нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro создали инсталляцию Arbores Laetae — «Радостные деревья». Она представляла собой два десятка грабов, которые, благодаря использованию технических трюков и приспособлений, поворачивались и постоянно меняли свое расположение. Каждое дерево под наклоном в 10 градусов было помещено в круглую емкость с почвой и установлено на специальные вращающиеся с разной скоростью платформы. Постоянно менялся пейзаж, соотношение света и тени. «Когда я гулял сам по тропинке — дерево следовало за мной, и это было довольно странно…» — говорит один из авторов проекта мистер Скофидио.
«Артефакты» — произведения на грани скульптурных композиций в ландшафте, появляются в конце 1970-х начале 80-х годов. Артефакт — это «вещь второй природы, то есть вещь, сделанная человеком и автономная по отношению к природе; это также факт искусства (арт-факт), требующий полного творческого присутствия художника. Еще одно понимание артефакта связано с традицией, с культурой — это как вечная символическая данность, как что-то такое, чего не может быть, но оно таинственным образом случается». Искусственный объект-артефакт — символ технической части мира. Он ничем не нарушает природной среды; артефакт возникает и исчезает по воле художника.
Яркий пример артефакта в ландшафте — сад в Генте (Бельгия). Он украшен современными элементами: три органических деревянных скульптуры намеренно созданы контрастными этому традиционному саду. Структура артефактов объединена с рядом липовых деревьев, по ним вьются специально высаженные плетистые розы. В темное время суток желтое и красное освещение придает ландшафту мистический оттенок.
Другой пример — искусственные элементы в структуре городских общественных пространств. Так, акцентами площади Гранд Кэнэл в Дублине (Ирландия) являются «красная дорожка», вымощенная недавно созданным «прорезиненным стеклом», и светящиеся красным наклонные «колонны», своим расположением имитирующие эффект городской суматохи.
Инсталляции (от англ. installation — установка) имеют много общего с артефактами. Инсталляции — это пространственные композиции, которые создаются художниками из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист Марсель Дюшан (1887–1968) и сюрреалисты.
Создавая в современных садах необычные сочетания обычных вещей, художник наделяет их новым символическим смыслом. Одна из самых эффектных световых инсталляций «Поле Света» была создана осенью 2008 года в Корнуолле (Англия) в рамках проекта «Эдем» британским дизайнером Брюсом Манро. Территория площадью 1200 м, заполненная шестью тысячами акриловых трубок, с расположенными внутри оптоволоконными кабелями под стеклянными сферами, с наступлением темноты расцветала тысячами огней. Автор вдохновлялся природными процессами пустыни, когда голая выжженная земля оживает после дождя.
Серия инсталляций французского графического дизайнера Sebastien Preschoux «Человек против машины» выражает протест технологическому засилью в жизни человека. Мастер наполняет природные пространства сплетенными вручную «паутинами»: «Мне нравится добавлять в окружение, в котором нет графического начала, яркие нити и выплетать из них геометрические узоры… В своих работах я концентрируюсь на линиях и их повторениях, пытаясь через них воспроизвести игру солнечных лучей в природе. »
Создание инсталляций в ландшафте становится все более популярным направлением, однако пока остается в рамках выставочных показов — такие композиции чересчур экстравагантны для частных участков, и даже на ландшафтных шоу всегда являются акцентом.
«Архитектурный сад» появился в результате стремления объединить в одно целое ландшафт и архитектуру. Он отражает современные тенденции в сфере архитектуры и дизайна.
Один из самых ярких примеров архитектурного сада — «Перекрестный сад» в Мадриде, выполненный испанским архитектурным бюро ElisaValero. Новые пространства, необходимые художественному музею Пласидо Аранго, были спрятаны в недрах «Перекрестного сада», выдавая свое присутствие лишь ритмично расположенными световыми колодцами, создающими отраженную фактуру неба на зеленой равнине днем и излучающими тусклый свет ночью. Сад объединяет все музейные постройки и является «пространством для созерцания», в котором физическое присутствие архитектуры принимает второстепенное значение. Архитектурный сад Palo Christi в Аризоне (США) выполнен в духе работ мексиканского архитектора ХХ века Луиса Баррагана — простым, естественным, удобным и эффектным. Использовались характерные для Баррагана приемы — желоба для воды, цветные оштукатуренные стены, формирующие «внешние комнаты» с эффектными видами. Даже тени, падающие от архитектурных элементов, не случайны — были найдены наиболее интересные «теневые узоры» в разное время суток. Архитектор Стив Марино свою работу назвал «постановочным дизайном ландшафтной архитектуры». Местная флора сочетается здесь с простой, рафинированной архитектурой. Простое, дикое пространство создает устойчивое ощущение места и связи с историей и регионом. Еще один архитектурный «Сад без границ», созданный Jane Sarah Bihr-de Salis и Garten LukoschusDinter в Швейцарии, также имеет простые и понятные формы, но при этом является живым и уязвимым. Дизайнеры задали себе вопрос — действительно ли сад должен иметь видимые границы? — и создали пространство, плавно перетекающее в окружающие поля. Пространственное разграничение участка и интересные перспективы создают живые стены из подстриженных грабов. Действительно, кажется, что сад от Jane Sarah Bihr-de Salis безграничен.

Резюме
Арт-ландшафты расширяют наше представление о саде. Авторы таких садов отражают в них свое мировоззрение и философские идеи. Создатели арт-ландшафтов, помимо самовыражения, решают также вопросы вторичного потребления бытовых и промышленных отходов.

Автор: Анна Вязовская, архитектор
Источник: Ландшафт. дизайн

Фестиваль лэнд-арта в Нижнем Новгороде

15 июля в питомнике «Архиленд» прошел фестиваль, который нам посчастливилось посетить. Питомник расширил свою территорию и на прибавленной площади, пока она еще не занята посадками растений, провел это интересное мероприятие. Были приглашены флористы, ландшафтные дизайнеры, студенты и все желающие. Прямо среди луговой травы участникам были выделены места для творчества. Зрителям были представлены 15 работ, выполненных нижегородскими дизайнерами и специально приехавшей по такому случаю группой дизайнеров из Чебоксар.

День выдался очень солнечным. Настроение у нас было прекрасное. На фестивале работал профессиональный ведущий, который не давал никому заскучать, с добрым юмором говорил о каждой композиции. Говорили о своих работах и сами дизайнеры, объясняли свои идеи и замыслы. Я не ожидала даже, что получится настолько интересно. Буквально за несколько часов были созданы инсталляции из природных материалов, каких-то ненужных старых вещей, питомник «Архиленд» предоставлял свои растения. В этих небольших и очень простых композициях, несмотря на общий легкий шутливый тон фестиваля, было заключено столько глубокого смысла, столько души вложили авторы, столько своей теплоты, что меня это потрясло. Тронуло и разум, и сердце. Здесь были темы семьи, выбора жизненного пути, возрождения традиций русской усадьбы, хрупкости жизни и ее стойкости. Есть над чем поразмышлять.

Читать еще:  Что можно посадить рядом с хвойными – примеры удачных сочетаний растений

Композиции в стиле лэнд-арт недолговечные. Они создаются на время. И в этом есть особая трогательность. То, что быстротечно, имеет очень большую ценность. Как, например, наша жизнь. Лэнд-арт призывает увидеть прекрасное вокруг, ценить каждый прожитый день, нашу природу, относиться бережно и с благодарностью к тому, что нам дано.

Хочется поблагодарить участников за их творческий труд, за доставленное удовольствие, пожелать им успехов и реализации своего таланта. Огромную благодарность я выражаю руководителю питомника «Архиленд» Ольгу Николаевну Воронину за приглашение на фестиваль, за то, что она делает для развития в России ландшафтного искусства во всей его многогранности.

Далее привожу слова О.Н.Ворониной о лэнд-арте.

Закономерность поиска гармоничного взаимоотношения между природой и человеком нашла отражение в современном течении искусства – лэнд-арте, что в переводе с английского land art означает «земляное искусство». Оно возникло в 60-х годах XX века и содержит в себе характерные черты мироощущения постмодернизма. В России же первые работы лэнд-арта появляются лишь в ХХI веке и в них так же заложена специфика современной культуры, но уже отечественной.

Лэндарт направление в искусстве, в котором художественное авторское произведение, связанное с природой, интегрируется в ландшафт.

Лэнд-арт возник как реакция на экологические проблемы и в поддержку общественных движений в защиту окружающей среды, со временем превратился в необычный, далекий от традиционного, вид искусства.
Представители Лэнд-арта: Николай Полисский; Христо; Роберт Смитсон; Ричард Лонг; Герман де Врайс; Вальтер де Марина; Майкл Хейзер; Хамиш Фултон и др.

Лэнд-арт показал, что в искусстве всё ещё скрыты неизвестные силы, которые дают возможность нестандартно само выражаться. Стиль поощряет постоянное творческое движение, самобытность. Художники стремятся вернуть искусство в природу. Благодаря своему облику многие акции и объекты такого рода сближаются с фото-артом, поскольку большинство публики может созерцать их лишь в сериях фотографий.

Термин Лэнд-арт используется, чтобы охватить огромный диапазон художественных проектов, называя одним словом разных людей с разными взглядами на искусство. Но всё же их объединяет ряд характерных черт. Лэнд-арт – это в первую очередь «скульптура» и «живопись», образованные вмешательством человека в ландшафт. У художников Лэнд-арта особенное понимание скульптуры, она может быть и земляным укреплением, и металлическими столбами в поле, и искусственно созданной расщелиной на дне высохшего озера, и отпечатком на траве, оставленном в процессе ходьбы.

Объект Лэнд-арта можно назвать скрыто-откровенным вмешательством в ландшафт, которое должно безоговорочно гармонично влиться в окружающую среду и стать имитацией нерукотворной работы, то есть причудливым творением природы. Для таких скульптур художники обычно используют природные материалы, которые их окружают: прутья и ветки, листья, камни, предметы быта, различные растения, т.е. все, что дает сама природа.

Для художника непосредственная взаимосвязь с природными, естественными элементами становится неотъемлемым компонентом самого творчества. Чтобы создавать природное, художник должен почувствовать и осознать что он часть природы.

В общей сложности Лэнд-арт преследует две задачи – решение проблемы преобразования природы и включения её в контекст культуры и нахождение духовной связи между человеком и природой. Чувство полного растворения в природе – это важная информация, которую несет Лэнд-арт объект современным людям. Это своеобразная попытка через произведения искусства достигнуть полной гармонии с природой. Художники стремятся продумать момент восприятия своих работ и вызвать у зрителя особенное чувство близости с природой, заставить вспомнить, что каждый человек является её частью.

Основные причины зарождения лэнд-арта: реакция искусства на сложившийся кризис ХХ века в отношениях между природой и человеком, корень которого прослеживается не только в техническом развитии цивилизации, но и в новом мировоззрении человека, определяющимся влиянием культуры.

Характерные черты лэнд-арта: использование природных материалов, отношение к природе как объекту и субъекту искусства, эфемерность и изоляция произведений, особенное сакральное месторасположение, непосредственная взаимосвязь с природными, естественными элементами художником, как неотъемлемый компонент творчества, обращение к идеалам гармонии человека и природы прошлого и пр. Обоснованием сложной типологии лэнд-арта выступает постмодернистский принцип плюрализма, нашедший свое отражение в многообразии видов «искусства земли».

Особенности лэнд-арта России – безусловная политизированность общественных и культурных событий, радикальность, эпатаж, преобладание иррационального начала, пессимизм, нетерпимость и вседозволенность, тотальный плюрализм, эклектика, отражающая реальную дискретность общественной жизни страны переходного периода.

Цели лэнд-арта – решение проблемы преобразования природы и включения её в контекст культуры, поиск духовной связи между человеком и природой, отражают потребность современного общества в подобном искусстве.

Ландшафтный дизайн — лэнд-арт

Ах, как хорошо, когда растения в саду ухожены и прекрасны! Когда цветут и благоухают цветы! Как благороден газон в своей идеальности! Но как быть тем, у кого сад только-только формируется и не занятых растениями мест еще предостаточно? Как радоваться благоуханию, если аллергия на пыльцу и запахи? А зимой чем любоваться? И как быть с газоном, если его изумрудная гладь временами кажется уныло однообразной? А иногда вроде и не кажется?

Для вас, неутомимых в стремлении совершенствовать свой сад, свое детище! Для вас, желающих видеть свой сад нарядным и разным в любое время года! Для всех нас, следящих за модными тенденциями в ландшафтном дизайне, новинка! Итак, встречайте — лэнд-арт.

Именно встречайте, а не знакомьтесь. Ибо я более чем уверена, что вы и так давно и хорошо знакомы. А начиналось все с ярко раскрашенных фигурок: гномиков, аистов, лягушек и иже с ними, которых мы, изголодавшиеся по желанию созидать нечто оригинальное не только из старых автопокрышек, с наслаждением расставляли по всем уместным и не очень уголочкам своих участков.

Время шло, и наш вкус совершенствовался. На смену таким милым, но все же кичевым творениям пришли неведомо откуда взявшиеся старинные горшки-чугунки, колеса и жернова, причудливые коряги. Хозяева бесценного для садовода «хлама» располагали эти подлинные старинные арт-объекты уже не только на углах дорожек, но и в гуще ажурной листвы, под стволами таких же старых, как и они сами, деревьев, создавая безымянные шедевры с благородным налетом нерукотворности происходящего.

Кажется, будто не заботливые руки уложили валуны аккуратно в рядок, а лежат они здесь с давних времен первобытного кострища. Жернов, колесо, ржавые цепи — наследство жившего лет сто назад мельника, а фонарь, припорошенный снегом, будто случайно оставил здесь усталый, слегка подгулявший фонарщик…

Что такое лэнд-арт? Land — земля, art — искусство. Перевод и объединение этих двух слов дает нам отдельное направление в ландшафтном дизайне, связанное с быстрым и эффектным декорированием участка сада какими-либо объектами согласно выбранного стиля. Лэнд-арт не терпит нарочитости, у него всегда есть подтекст.

Вы создаете гравийный садик -прекрасно! Жаль только, растения разрастутся года через три и лишь тогда картинка сложится. Но на помощь приходит волшебник лэнд-арт и заполняет временно пустующие пространства причудливыми корягами, которые безболезненно можно убрать, как только садик наберет силу. А можно оставить навсегда — это уж кому как нравится.

У близкого человека праздник? Как приятно будет ему, проснувшись утром, обнаружить корзинки с любимыми цветами, нарядно украшающими лужайку, которую он так трепетно возделывает! Затем корзины могут перекочевать к зоне барбекю, где состоится праздничный ужин.

С помощью различных предметов, созданных матушкой-природой или человеческими руками, можно кардинально менять настроение в саду хоть каждый день. А еще оживлять наскучившие уголки. Можно даже создать иллюзию сада для тех, кто по каким-либо причинам не может наслаждаться им на полную катушку. Например, расставить лопаты, грабли, какие-то интересные совочки и линялые керамические горшки возле мшистой стены дома. Будет очень колоритно и, главное, правдоподобно!

То, что творит лэнд-арт к любимым всеми праздникам (Пасха, Новый год, Рождество и др.), требует отдельного разговора. Пока же констатируем, что все чувства и эмоции возможно отразить при помощи этого стильного вида искусства. Стоит лишь включить воображение и отдаться творчеству с головой. Желаю всем удачи!

Вашингтония из семян — Никогда не думала, что экзотическуюкрасавицу вашингтонию можно так запросто вырастить из семян, купленных в обычном цветочном магазине, да еще так быстро. Все время считала, что нужно всякие сложные процедуры с ними проводить (наждачкой пилить) да годами всходы ждать…

Методы и правила ландшафтного дизайна

Как и любое дело, концепция ландшафтного дизайна базируется на определенных постулатах. Нарушая их, можно разрушить уже существую природную композицию и взамен не создать ничего стоящего, соорудив некое подобие несовместимых по стилю нагромождений.

Поэтому перед тем как оформить ландшафтный дизайн на своем участке, следует опираться на определенные правила – своего рода «свод законов» искусства, находящегося на стыке четырех направлений (архитектуры, растениеводства, истории и философии).

Универсальные приемы ландшафтного дизайна

Существует несколько универсальных дизайнерских приемов, которые помогут сделать ваш сад красивее и одновременно решить многие проблемы.

Их можно использовать без предварительной подготовки, «здесь и сейчас».

Фотогалерея

«Эскимосский дизайн». Сад можно сделать визуально больше, применив прием, известный как «эскимосский дизайн». Считается, что эскимосы пользовались этой небольшой хитростью, чтобы зрительно раздвинуть границы своих скромных по размерам жилищ. Метод состоит в разбиении пространства на множество мелких ярких деталей, превращении его в своеобразную «мозаику».

Читать еще:  Что нужно успеть сделать с томатами в июле – советы для хорошего урожая

Фотогалерея

«Ситцевый эффект». Применяя его, можно растворить границы забора или любого другого нежелательного объекта. Рядом высаживают растения с цветками определенного цвета, скажем, красного, и с пестрыми цветками, но такими, в расцветке которых присутствует цвет первой группы растений. Пример: сочетания флоксов с малиновыми цветками и флоксов с пестрыми, бело-малиновыми цветками.

Фотогалерея

«Папуасский дизайн». Если нужно сделать большой объект менее заметным, используйте «папуасский дизайн» — технологию, которая позволит сделать большое пространство цельным и уютным. Она включает множество приемов, но основной — это сочетание темного фона с яркими акцентами. Выберите для забора и других строений темную краску, а затем высадите вокруг растения с яркими цветками, лучше — красными, желтыми и оранжевыми. Посадите несколько растений с темными цветками и листвой, чтобы поддержать композицию.

Прием ландшафтного дизайна под названием «отзеркаливание» позволяет саду выглядеть особенно гармонично. Обратите внимание на виды за пределами вашего сада. Повторите определенные элементы того, что вы видите, на своем участке. Если вдалеке вы видите озеро, особенно хорош на участке будет пруд, если речку — ручей, если березовую рощу — посадки берез, если холмистый пейзаж — альпинарий. Принцип таков: окружающая природа должна отражаться на вашем участке, как в зеркале.

«Пограничный» метод ландшафтного дизайна

У всех садовых зон должны быть границы. Не всегда нужны плотные ширмы, экраны. «Пограничный» метод ландшафтного дизайна диктует следующие правила: на маленьких участках сплошные перегородки выглядят тяжело, и намного лучше подойдут ажурные, легкие — ведь нужно только обозначить границу. Отметить начало новой зоны можно даже при помощи отдельного крупного декоративного предмета или даже огромного валуна. В роли «пограничника» часто выступают необычное дерево или кустарник.

Любые границы должны быть правильно расположены — в местах перехода от одной зоны участка к другой, в местах их «стыковки». Но таких мест может быть много, и чтобы выбрать «стратегическую» точку, проверьте несколько моментов. Во-первых, это место должно хорошо «прочитываться» из различных частей сада. Во-вторых,— удовлетворять практическим требованиям: перегородка должна стоять там, где ее присутствие создает уют и формирует хороший микроклимат, а значит, ее расположение зависит от того, как спланировано место отдыха в данной зоне, какими объектами и посадками она наполнена. В-третьих, перегородка не должна закрывать красивый вид, открывающийся с территории конкретной зоны сада. Если вы используете в качестве средства зонирования контейнер, лучше всего выполнить его в том же цвете, что и цветки растения, растущего в нем.

Приемы дизайна: дорожки и углы

Проектируйте конфигурацию дорожек с небольшим расширением в начале и конце. Это зрительно расширяет границы участка.

Задействуйте углы участка — это красиво и практично, к тому же, позволяет визуально увеличить участок. Этот метод также известен как «метод кошек», т.к. действует по принципу: «в каждом углу по кошке, напротив каждой кошки — по три кошки». Метод великолепно работает на любых малых объемах, высвобождая максимальное количество пространства.

Интересное стоит подчеркнуть. Если в саду присутствуют интересные геометрические формы и линии, постарайтесь подчеркнуть их.

Как оформить входную зону в ландшафтном дизайне

Особое внимание следует уделить оформлению входной зоны. Первое впечатление — самое сильное.

Не показывайте весь сад сразу. В саду должна быть интрига. Надо стараться, чтобы нельзя было увидеть весь участок — его красота должна раскрываться постепенно, пейзаж — неторопливо разворачиваться. В каждом уголке непременно надо поместить что-то: скамеечку, необычное или ароматное растение, скульптуру и т.д. Дорожки, ведущие к ним, должны быть извилистыми.

Причудливые формы на участке выглядят плохо. Размещая сложные объекты, вы рискуете тем, что их невозможно будет подробно рассмотреть — часть экспоната будет скрыта от глаз, к тому же, экстравагантность отдаляет нас от естественных, природных форм и может выглядеть «с перебором». Всегда выбирайте простоту и естественность: слегка изогнутую в одной — двух точках форму, лучше всего овальную — слегка вытянутую, расширенную или суженную.

Основные правила ландшафтного дизайна

При оформлении вашего садового участка, опирайтесь на основные правила ландшафтного дизайна:

1. Используйте объемные оптические эффекты. Для того чтобы участок зрительно казался больше, садовый водоем нужно наполнять водой не доверху, а чуть ниже бортиков (на 2-3 см). Сделайте границу пруда визуально уже, отсыпав ее камнем или галькой.

2. Для некоторых объектов сада существуют идеальные пропорции. Так, водоем не должен занимать меньше 1/5 площади зоны участка, которую вы видите одновременно с ним. Учтите, что один и тот же объект может просматриваться из различных зон одновременно, поэтому сбалансируйте композицию, ориентируясь по самой большой «картинке».

3. Используйте метод противоположного. Этот метод поможет уравновесить нестандартные участки — например, слишком узкие и длинные. Если ваш участок имеет прямоугольную форму, выбирайте угловую, диагональную планировку, в качестве правильной формы лучше подойдет не квадрат, а ромб, и т. д. Подойдет и вариант с мягкими формами: проектируйте извилистые дорожки, площадки отдыха овальной или же текучей, неправильной, волнистой формы. Все вышесказанное относится к цветникам, водоемам, любым объектам участка. За счет их мягких форм и диагонального расположения на участке можно визуально «скруглить» острые углы. Этот метод можно применять локально: например, если на вашем участке есть отдельные неудобные зоны с острыми углами или суженные.

4. Используйте метод подобного. Если ваш участок имеет сложную, неправильную планировку, причудливую форму с множеством резких сужений и расширений, исправить эти недостатки можно применив метод подобного. Постарайтесь, чтобы все линии вашей планировки повторяли очертания вашего участка, были созвучны им. Так, если ваш участок имеет «волнистую» или закругленную форму, прямые линии дорожек вызовут чувство диссонанса. Наоборот, извилистые линии поддержат композицию, и она будет выглядеть гармонично — ведь и в природе нет идеально правильных форм. Планировка участка в целом задает закономерность, системность, «объясняет» конфигурацию сада. Идеальное решение для рассмотренного выше варианта — беседка круглой формы, овальное мощение и тому подобное. Если же вам по стилю требуется присутствие геометрически правильных объектов, введите элемент, который свяжет два типа формы (например, квадрат можно вписать в круг и т. д.).

5. Используйте забор для зрительного расширения узких проходов. Часто бывает так, что на участке узкие проходы соседствуют с забором, и это зрительно уменьшает участок, создает впечатление тесноты. Чтобы избежать этого, во-первых, не проектируйте дорожки перпендикулярно к таким тупикам. Во-вторых, покрасьте забор в светлый цвет и декорируйте его большим количеством как можно более разнообразных растений, лучше всего с пестрой светлой листвой и цветами. Посадите белые цветы, сделайте сетчатые вставки в забор, укрепите в некоторых участках забора светлые арки и пустите по ним вьющиеся растения, лучше всего цветущие. Один из самых «сильнодействующих» приемов — укрепить на стене или заборе в некоторых местах зеркала большого или среднего размера, но можно и группу маленьких, причем закреплять их нужно не плоско, а слегка под углом, наклонно.

Правила освещения в ландшафтном дизайне

Освещайте сад правильно — это существенная часть его имиджа Правила освещения в ландшафтном дизайне гласят: лучше освещать сад отдельными «островками», а не равномерно. Должна быть некая тайна, игра, контраст света и тени. Выделите, подчеркните светом все самые красивые места сада, красивые конструкции, подпорные стенки, подиумы, водоемы, композиции из камней, и, конечно, самые эффектные растения. Одним словом, вы должны определить, какие объекты должны привлекать наибольшее внимание.

Свет должен падать со стороны наблюдателя — так, чтобы он не раздражал глаза и не искажал ландшафт.

Если вы хотите организовать спецэффекты с растениями, используйте цветной свет, а чтобы подчеркнуть их естественную красоту — белый или желтый.

Дерево или высокий кустарник освещают полностью.

Если вы хотите выделить не только уголок ландшафта, но и его конкретные детали, используйте не слишком яркий прожектор и точечную подсветку совместно.

Если вы хотите подчеркнуть глубину пространства, используйте яркий свет на переднем плане, и рассеянный — на заднем.

В плане дизайна самый лучший вариант — иметь светильники различных типов. Чем разнообразнее освещение, тем «богаче» впечатление от участка.

Кроме того, самое выигрышное решение — размещать светильники на разных уровнях. Идеально, если они будут разнообразными: различной высоты, классические и встроенные, «напольные» для мощений, подвесные и настенные. Чем больше «измерений» света, тем лучше.

Если вы хотите осветить садовый фонтан или водопад, источник света должен находиться сзади. Поток света направьте так, чтобы струи падающей воды красиво блестели. Подчеркните красивую линию дорожки или площадки цепочкой светильников.

Концепция маскировки в ландшафтном дизайне

Активно используйте в ландшафтном дизайне концепцию маскировки. На садовом участке маскировка — одна из самых актуальных проблем при работе с любым ландшафтом. Даже если вы приступаете к созданию композиции на только что приобретенном участке, найдутся зоны, которые хотелось бы скрыть. Что и говорить об уже обжитых пространствах!

На любом участке найдется множество объектов, которые досадно сводят на нет все хорошее впечатление, не соответствуют композиции и стилю сада, производят впечатление неаккуратности, запущенности, недоделанности. Старые фундаменты, массивные монотонные заборы, временные постройки, сараи, компостные кучи — это лишь малая часть из возможных «неприглядных» объектов. Однако не всегда возможно отказаться от объектов хозяйственного назначения — лучше их замаскировать.

Приемы садовой маскировки позволят вам, как совсем скрыть объекты, так и декорировать их, чтобы затем «вписать» в общую концепцию участка.

Конечно, залежи мусора и различного лома однозначно нуждаются в расчистке. Беспорядку не место на участке! Рассортируйте все, что хотите оставить, а остальное выбрасывайте без сожаления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector