Основы цветового дизайна в саду

Цветовое решение для сада или все основы ландшафтной колористики

Форма и размер, безусловно, играют важную роль в ландшафтном дизайне. Однако завершающим штрихом, оказывающим решающее воздействие на восприятие созданной композиции, является все-таки цвет. Именно цветовые сочетания мы замечаем прежде всего, поэтому их использование способно изменить характер существующего садового дизайна, оживить его или, наоборот, придать нотку умиротворенности.

Содержание

Цветовой круг – основы колористики

Для того, чтобы научиться сочетать цвета грамотно и быстро, достаточно разобраться в структуре простейшего цветового круга. На нем расположены по окружности основные цвета радуги, идущие в порядке соответствия спектру видимого света. С одной стороны круга находятся теплые тона – красный, оранжевый и желтый. Синий, фиолетовый и зеленый – это холодные тона, они расположены с другой стороны.

На цветовом круге изображено 6 основных цветов

Оттенки теплой цветовой гаммы привлекают внимание и визуально выдвигаются вперед. Таким образом на фоне нейтральных или холодных оттенков они всегда выглядят ближе, даже если расположены на одной линии с ними. Теплые цвета способны визуально уменьшать пространство, поэтому для маленьких садов желательно не использовать их в качестве доминантных.

Теплые цвета — желтый и оранжевый — акцентируют внимание на себе

Холодные цвета, наоборот, расширяют видимое пространство и создают иллюзию простора. Если в вашем цветнике присутствуют только растения теплого тона и вы хотите немного приглушить яркий образ, лучшим выходом станет включение в композицию растений с холодным оттенком листвы и цветков. Например, на фото внизу изображена клумба, где характер огненно-красной целозии охлаждают окружающие растения в сине-фиолетовой гамме.

[include id=»5″ title=»РСЯ — в тексте»]

Яркость композиции приглушают холодные тона

Существуют тона, которые не входят в цветовой круг. Это – черный, белый и серый – нейтральные цвета. Чаще всего их используют в качестве фона, для того, чтобы выделить другой, более яркий цвет.

Нейтральный серый цвет играет роль ограничителя между красной и синей частями клумбы

Сочетаемость противоположных цветов

Идеально сочетаемые цвета на цветовом круге расположены друг напротив друга. К примеру, красный сочетается с зеленым, синий с оранжевым, желтый с фиолетовым. При использовании противоположных оттенков в одной композиции, эффект каждого из них усиливается. Красные цветы выглядят еще ярче на плотном зеленом фоне из листьев.

Красные цветы на зеленом фоне — образец «яркого» сочетания

Бордовая листва однолетнего колеуса выгодно оттеняет кажущийся изумрудным зеленый мох.

Бордовый колеус эффектно оттеняет зеленую лужайку из мха

Синий – более эффектен, если соседствует со своей противоположностью – оранжевым цветом.

Оранжевый цвет усиливает «глубину» синего

Схожие цвета, смежные на цветовом круге

Другая грамотная стратегия – использование в композиции цветов и оттенков, расположенных в непосредственной близости на цветовом круге. Схожие цвета визуально смешиваются и поэтому создают ощущение гармонии. Желтый цветок лилейника, в сочетании со светло-желтой каймой листьев хосты и зеленью их внутренней части – общая картинка выглядит «на высшем уровне». И все благодаря тому, что использованные цвета расположены максимально близко на цветовом круге.

Гармоничное сочетание трех смежных цветов

При использовании трех смежных цветов, постарайтесь, чтобы доминирующим был средний оттенок, а два других – использовались в качестве фоновых или дополняющих. На цветнике возле забора доминирующим соцветиям фиолетовой расцветки подчинены красные и синие цветы.

Фиолетовая часть клумбы является доминантной на фоне красных и голубых цветов

Монохромные цветники – простое решение для опытного дизайнера

Сочетать смежные цвета не сложно, но еще проще – выбирать оттенки для монохромного цветника. Кстати, при этом чаще всего используются несколько оттенков одного цвета, так что скучной такую композицию не назовешь, скорее – аристократичной.

[include id=»6″ title=»РСЯ — в тексте»]

Ниже изображен цветник в белых тонах, который особенно привлекательно и ярко выглядит вечером после захода солнца. Здесь особое внимание уделяется не цвету, так как он, по сути, один, а форме и размеру растений.

Белый цвет кажется ярче с наступление сумерек или при плохом освещении

Выбираем цветовое разнообразие

При выборе оттенков для композиции, можно применить теорию триады, в соответствии с которой используют три цвета, равномерно отдаленных друг от друга на цветовом круге. Допустим, это могут быть красный, синий, желтый. Или фиолетовый, оранжевый, зеленый. Все эти оттенки дают очень гармоничное, эффектное сочетание. Можно сделать и по-другому: подобрать противоположное сочетание цветов (фиолетовый и желтый, например) и добавить к этой паре любой оттенок, находящийся поблизости с одним из них. На фото внизу показано воплощение этой стратегии. Желтые цветы на переднем плане «разбавляют» сочетание красно-фиолетового и сине-фиолетового фона.

Желтый цвет разбавляет «холодность» фиолетового и синего

На самом деле, не существует такого понятия, как правильные или неправильные цвета. Выбор цветовой гаммы для вашего ландшафтного дизайна должен соответствовать только вашему, а ничьему другому вкусу. Одни предпочитают буйство красок и придумывают сложные сочетания.

Сложные цветовые сочетания требуют серьезных знаний в области колористики

Другие же легче воспринимают более простую, утонченную палитру.

Простую палитру, как правило, выбирают спокойные, уравновешенные садовники

В любом случае, имейте в виду, что композиционная схема будет более эффективной, если использовать в качестве цветового пятна не единичный элемент, а несколько растений, объединенных в группу.

Также не ограничивайте свою садовую композицию только цветками. Листья всевозможных расцветок (зеленого, серого, багрового) способны составить им достойную конкуренцию. Кора, почки, плоды также добавят цвета вашей палитре. Окрашенные вазоны, цветные коробки окон, яркая скамейка смогут дополнить или создать интересный контраст с посадками – это также необходимо использовать.

Ну и, напоследок, хочется сказать несколько слов про назначение цвета. Для оформления активной зоны, предназначенной для приема гостей или домашних посиделок, смело используйте яркие теплые тона – красный, оранжевый, желтый.

Желтый и зеленый — замечательное сочетание для зоны активного отдыха

Если же создается зона отдыха, то доминирующими цветами должны быть спокойные оттенки, настраивающие на умиротворение, — зеленый, синий, фиолетовый.

Дизайн клумб. Колористика и цветовые схемы

«Какое чудо!» – восклицаем мы, глядя на роскошную клумбу в парке, и застываем в восхищении. Как красиво подобраны растения и как живописно сочетаются они между собой! Стараясь повторить увиденное, мы высаживаем цветы на своем участке и довольно редко добиваемся успеха. Это неудивительно, ведь такое великолепие неслучайно, над созданием цветочных композиций работают специалисты, главная задача которых – гармонично декорировать природное пространство.

Ландшафтных дизайнеров, без преувеличения, можно назвать художниками. Только их краски – разнообразные растения, а холст – парки, сады и клумбы. И, как и каждый художник, специалист по ландшафту руководствуется законами колористики.

Мы, простые садоводы, зачастую не обладаем нужными знаниями по основам композиции, однако можем позаимствовать у профессионалов некоторые приемы создания цветовой гармонии. Пейзаж, спланированный с учетом знаний о сочетании оттенков, выглядит гораздо более эстетично, нежели хаотично засаженный участок.

Рассмотрим основные колористические схемы с наглядными примерами из практики.

Доминанты сада. Элементы участка

Начиная декорировать свой участок, оглянитесь вокруг. На чем останавливается взгляд в первую очередь? Безусловно, это дом – наиболее крупный объект на участке.

Сейчас отделочные материалы необычайно разнообразны. Особенно сильно на восприятие дома влияют наружные стены, которые занимают большую часть всего объема строения. Они могут быть выполнены из бруса, кирпича, блоков и покрыты различной облицовкой.

От того, в какой цвет окрашены все элемента строения, а особенно его стены, зависит подбор высаживаемых в непосредственной близости растений. Выразительный дом следует окружать культурами приглушенных оттенков, так, чтобы они не отвлекали внимание от композиционной доминанты. Жилище, оформленное в серых или белых тонах, наоборот, будет служить нейтральным фоном для ярких цветов.

По мере удаления вглубь участка влияние главной доминанты ослабевает, однако появляются другие сооружения, вокруг которых строится ландшафт: баня, беседка, хозяйственные постройки. Растения вокруг них должны подбираться по вышеописанному принципу: яркое + нейтральное.

Доминирующий цвет в саду, да и вообще в природе – зеленый. Как сказал испанский драматург XVII века Педро Кальдерон де ла Барка: «Зеленый – самый главный цвет, из которого возникает вся красота мира».

Восприятие зеленого человеком неоднозначно: в интерьере или одежде цвет приковывает внимание, а вот на открытых пространствах глаз, привыкший к большим объемам этого оттенка, оценивает его как фон. Таким образом, можно рассматривать зеленый в качестве нейтрального холста, на котором строится ландшафтная композиция.

Читать еще:  Популярные виды и сорта лапчатки для красивого сада

К сожалению, в попытке создать красочный сад, мы часто включаем слишком большое количество ярких растений различных цветов: красного, желтого, лилового, оранжевого. Это приводит к тому, что зеленого становится слишком мало, а иногда и вовсе не остается. Нарушается природная гармония оттенков. Всегда помните о том, что природа уже создала идеальные цветовые сочетания и не игнорируйте зеленый в своих композициях.

Цветовые схемы в ландшафтном дизайне

Безусловно, каждый из нас имеет личные цветовые предпочтения. Мы переносим их в одежду, убранство дома, оформление клумбы. У некоторых людей вкус безупречен, но большинство испытывает проблемы с подбором оттенков. В этом случае на помощь приходит колористика, предлагающая множество гармоничных сочетаний цветов. Все эти сочетания можно воплотить и на своем садовом участке, оформив его в соответствии с законами цветоведения.

Главное подспорье в выборе оттенков – это цветовой круг. Они бывают самыми разными: самый простой включает в себя шесть цветов, а сложные могут содержать сотни оттенков. Дизайнеры по ландшафту чаще всего используют схему, состоящую их двенадцати цветов, основные из которых: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Это чистые насыщенные цвета, которые создают нарядные сочетания. Они отлично подходят для того, чтобы выделить какой-либо участок сада с помощью хорошо заметного, привлекающего внимание акцента. Однако, такие оттенки не только красивы, но и коварны: бездумная мешанина ярких красок быстро утомит и вряд ли будет красива. Вот тут на помощь цветоводу и придет цветовой круг, который подскажет, как гармонично скомпоновать оттенки.

Полихромные ландшафтные композиции

Колористических сочетаний, как и оттенков в палитре может быть бесконечное множество. Однако, среди них можно выделить основные гармонии, применение которых в ландшафтном дизайне полностью оправдано.

Контраст – триада, квадрат, пятиугольник, шестиугольник. Такие цветовые сочетания состоят из равноудаленных оттенков цветового круга. Контрастная палитра всегда получается яркой и насыщенной, т.к. все цвета равнозначны по степени воздействия.

Стоит отметить, что три контрастных оттенка – самый простой и удачный вариант. Цветовые квадраты и другие сложные фигуры требуют вдумчивого подхода: слишком большое количество красок утомляет глаз и смотрится безвкусно.

В ландшафтном дизайне доминирует зеленый, поэтому вышеописанные схемы очень часто видоизменяются. Триада, к примеру, может быть разносторонней – цветовому сектору противостоят два других, расположенных через один, например, зеленый, лиловый и красно-оранжевый или салатовый, фиолетовый и красный.

Нюанс, в противовес контрасту, состоит из родственных, близких в цветовом круге оттенков. Их количество может варьироваться, но чаще всего дизайнеры используют три близлежащих цвета.

Нюансные цветовые комбинации прекрасно смотрятся на клумбе. Растительные композиции, состоящие из смежных оттенков, отличаются изысканностью и гармонией. Они очень спокойны и не утомляют глаз. К тому же ошибиться, подбирая родственные цвета, очень сложно, поэтому такая цветовая гармония под силу даже начинающим дизайнерам.

В цветовом круге часть оттенков лежит в холодном спектре, а другая часть – в теплом. Гармония нюансов, следовательно, может быть теплой (желтый, оранжевый, красный) или холодной (голубой, синий, фиолетовый).

Теплые тона, живые и яркие, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. Они приковывают внимание, являясь мощной цветовой доминантой. Цветоводы, оформляя клумбу, иногда злоупотребляют насыщенными теплыми оттенками. Такая ландшафтная композиция зачастую подавляет окружение, отвлекая на себя все внимание. Впрочем, если необходимо выделить определенную часть сада, этот прием вполне уместен.

Холодная палитра, наоборот, спокойна и сдержана. Ландшафтная композиция в прохладных тонах создает иллюзию удаленности от зрителя. Эти цвета не вызывают сильных эмоций, они, скорее, успокаивают и дарят ощущение умиротворенности.

Существуют и более сложные цветовые схемы, включающие в себя элементы контраста и нюанса. Например, один из вариантов триады – два смежных и один противостоящий оттенок: зеленый, красный и красно-оранжевый или салатовый, фиолетовый, лиловый.

Может быть видоизменен и цветовой квадрат: два близлежащих цвета контрастируют с двумя другими сопредельными оттенками, например, салатовый и желтый + лиловый и сиреневый. Такая схема, с одной стороны, отличается драматическим контрастом, а с другой – тонкими изящными колористическими переходами.

[!] Со всеми оттенками гармонирует белый, его можно включать в любую цветовую схему. Белый тон великолепно разбавляет насыщенные краски, снижая резкость колорита.

Монохромные ландшафтные композиции

Безусловно, цветовой спектр не ограничивается чистыми яркими оттенками, ведь богатство красок в природе поистине безгранично. Каждый цвет может иметь как более светлые, так и более темные тона. Сочетание таких тонов в пределах одного сектора называется монохромной гармонией.

В садовом дизайне полного монохрома, конечно, не встретишь – зеленый цвет присутствует всегда. Однако, как было сказано выше, он является лишь фоном для других красок.

Благодаря сдержанной палитре, монохромные ансамбли необыкновенно привлекательны. Это беспроигрышный вариант для сомневающихся садоводов: посадите одинаковые по цвету, но разные по насыщенности растения и вы получите элегантную клумбу без лишних деталей.

Яркость красок

Говоря о палитре сада, важно принимать во внимание такой аспект цвета, как яркость. Проще говоря, все основные цвета могут иметь более темные или более светлые оттенки. Например, бордовый, красный и розовый – это один и тот же цвет разной степени яркость.

Светлые и темные оттенки люди воспринимают по-разному. Светлые тона спокойны и не вызывают бурных эмоций. Большое количество темного, наоборот, подавляет и немного угнетает. Впрочем, и ту и другую палитру следует использовать грамотно, отталкиваясь от особенностей участка.

Светлые оттенки хорошо отражают солнечные лучи, поэтому кажутся ближе, чем на самом деле. Они отлично видны и приковывают внимание. Такие тона лучше использовать в затененных местах сада, там, где не хватает освещения. Если высадить растения пастельных расцветок на ярком солнце, цвета покажутся слишком размытыми и бледными.

Пастельные тона красиво смотрятся на фоне темно- или ярко-зеленой листвы. Контраст получается не резким, а мягким и приятным. Кроме того, соцветия светлых оттенков великолепно подчеркнут темные стены дома или хозяйственных построек.

Распространенная ошибка садоводов – высадка большой группы растений с бледными цветами на солнечной поляне. В этом случае нежные оттенки теряются, размываются и выглядят гораздо менее эффектно, чем могли бы.

Темные тона, наоборот, поглощают свет, человеческий глаз различает их гораздо хуже. Они менее заметны в ландшафте, особенно в тени, в сумерках или на неярком фоне. Что касается оптического восприятия подобных оттенков, то густые насыщенные цвета отступают на дальний план, если смотреть на них издалека.

Вместе с тем темная палитра необыкновенно приятна при правильном окружении. В хорошо освещенном месте, на фоне бледной листвы, светлых камней, плитки, дома, выкрашенного в светлые тона, темноцветные растения смотрятся великолепно. Они не отвлекают внимание, а лишь красиво оттеняют задний план.

Не стоит размещать густоокрашенные культуры в тенистых уголках сада или рядом с визуально тяжелыми элементами ландшафта. Такая композиция будет смотреться слишком мрачно.

Зимняя палитра в оттенках серого. Насыщенность цвета

В нашей стране зима бывает долгой, пять месяцев природа спит. Поздней осенью яркие краски сменяются тусклыми серыми и коричневыми оттенками. И все же цвет остается, пусть и гораздо менее насыщенный. Настоящему ландшафтному художнику зима не мешает создавать прекрасные пейзажи, а на первый план выходят палитры в серых тонах.

Чистый серый цвет в природе встречается очень редко, обычно все зимние оттенки имеют цветную примесь: хвойники окрашены в серо-зеленый, созревшие злаки – в серо-желтый, кора и высохшие листья – в серо-коричневый. Такая палитра, по сравнению с насыщенными летними красками, конечно, смотрится гораздо бледнее, но и она имеет определенную прелесть. Полутона плавно перетекают друг в друга, образуя спокойный зимний пейзаж.

Оптическое восприятие дымчатых оттенков сходно с восприятием холодного колера: такие цвета как будто отступают на дальний план, не бросаясь в глаза и не утомляя зрение. Благодаря низкой насыщенности зимней палитры, в одной ландшафтной композиции можно использовать большое количество оттенков и не ограничиваться тремя-четырьмя.

Поздняя осень и зима – не повод отказываться от красивых садовых пейзажей. Это время любоваться изысканными нюансами цвета.

Как видите, вариантов оформления клумбы и садового ландшафта великое множество. Чтобы не потеряться в этом многообразии используйте законы колористики. И напоследок, практический совет: прежде, чем высаживать растения, сделайте рисунок или фотоколлаж. Так вы поймете, какого цвета слишком много, а какого оттенка, наоборот, не хватает. Кроме того, можно взять на основу работы именитых ландшафтных дизайнеров, используя готовые сочетания оттенков в их работах.

Цвет в ландшафтном дизайне

В ландшафтном дизайне цвет — один из основных инструментов. Его используют уже на этапе создания эскиза, формируя облик территории, ее «настроение». Правильная работа с цветом позволяет визуально корректировать пропорции участка, расставлять акценты при зонировании, предусматривать сезонные изменения в оформлении отдельных элементов.

Читать еще:  Обрезка вишни и черешни осенью – советы для начинающих в картинках

Цветовой дизайн

В ходе создания эскиза, формирования концепции и облика сада используют базовые принципы.

Цветовое единство. Дизайнер компании «ПозитивПроект» отбирает несколько базовых оттенков, которые объединяют разные элементы в оформлении сада, делают дизайн последовательным. Единство не предполагает монотонности — количество цветов должно быть достаточным, чтобы создать разнообразие. Принцип может проявляться в выделении одних и тех же или схожих по функциональности элементов одинаковыми цветами, в использовании близких оттенков и т.п.

Расстановка фокальных точек. Такие точки — это элементы, которые привлекают внимание зрителя. Они должны быть яркими, акцентными. Чтобы внимание не рассеивалось, их не должно быть слишком много. Цвета таких объектов могут и не укладываться в гамму, подобранную в рамках цветового единства, если, например, эскиз предполагает использование контрастных, резко выделяющихся элементов.

Баланс. Предполагает, что декоративные или привлекающие внимание элементы в саду распределены равномерно. При использовании регулярного стиля баланс достигается симметрией, строгим соблюдением заданного ритма. В пейзажных садах выделяющиеся по цвету объекты распределяют так, чтобы уравновесить общую картину.

Ритм. Предполагает использование циклически повторяющегося мотива. Это может быть чередование декоративных многолетников в цветнике, использование разных кустарников в составе одной живой изгороди, установка цветной подсветки с ритмическим рисунком и т.п. Ритм легко задать цветовыми сочетаниями, и он может быть как плавным (при постепенном переходе от темных оттенков зелени к светлым, и наоборот), так и резким (при сочетании ярких цветущих растений). Ритмические элементы используют в оформлении парадных зон, вдоль дорожек, при бордюрных посадках. Они больше подходят для мавританского или регулярного стиля.

Правильная работа с цветом решает задачи:

  • привлекает медоносных насекомых, птиц в сад;
  • акцентирует внимание на ключевых зонах (парадная, вход в дом, основной цветник и т.п.);
  • объединение интерьерного и ландшафтного дизайна или оформления участка и основного дома на нем;
  • формирование единого облика территории, который сохраняется весь теплый сезон, или «динамичного» дизайна: для каждого нового периода цветения используются новые цветовые схемы.

Варианты цветовых схем

Монохроматическая. В основе — минимальное количество цветов, а разнообразие достигается использованием их разных оттенков. Почти всегда в монохроматическую схему включают белый, который рассматривается как самый светлый оттенок основного цвета и создает контраст с зеленью.

Использование взаимодополняющих цветов. В цветовом круге они расположены напротив друг друга. Это желтый и фиолетовый, зеленый и красный, синий и оранжевый, их оттенки. Такие комбинации контрастны, ярко выглядят, привлекают внимание. Лучше, если они будут использоваться в оформлении фокальных точек и поддерживаться небольшим числом объектов на их периферии.

Использование «соседствующих» цветов. Сочетания подбирают по цветовому кругу: фиолетовый и красный или красный с оранжевым, синий с зеленым или зеленый с желтым и т.п. Переход получается плавным, выглядит естественно, само оформление сада становится более спокойным.

Практические рекомендации

Используя разные цвета, можно менять восприятие участка и одних и тех же объектов на нем, их «эмоциональность», визуальные пропорции. Дизайнеры компании «ПозитивПроект» используют приемы:

  • выделение яркими цветами важных, значимых зон. Это — парадный цветник, входная зона, основные декоративные композиции. Напротив, яркие оттенки не используются рядом с теми объектами, к которым не нужно привлекать внимание (хозяйственные постройки, технические сооружения, границы участка и т.п.);
  • работа с оттенками. Базовый цвет в любой цветовой схеме при озеленении — зеленый. Зелень может быть светлой или темной, насыщенной или приглушенной. Комбинируя разные оттенки при создании живой изгороди и газона, фона для цветущих кустарников и клумб, мы расставляем дополнительные визуальные акценты. Например, если территория имеет небольшую площадь, для живой изгороди по ее периметру лучше использовать кустарники со светлой листвой. Если важно четкое разграничение, лучше, если листва или хвоя будут насыщенными, темными. Комбинации разных оттенков можно использовать в оформлении клумб и цветников (чтобы «размыть» их границы в пейзажном саду или выделить их для регулярного стиля);
  • температура цвета. Теплые и яркие оттенки (оранжевый, желтый, оттенки красного) делают сад ярче, светлее. Даже в пасмурную погоду он выглядит подсвеченным солнцем. С другой стороны, они быстро утомляют, и потому их используют не везде, только на акцентных участках. Холодные тона увеличивают объем пространства. Если площадь участка невелика, мы используем их, чтобы создать иллюзию простора;
  • общая цветовая схема. Предполагает, что некоторые цвета или оттенки используются в оформлении фасада, ограждения, садовой мебели, озеленении. Такие повторения делают ландшафтный дизайн гармоничным, согласованным;
  • изменяющиеся элементы. Цветущие кустарники, однолетники и многолетники используются, чтобы менять «настроение» и облик территории. Для разных периодов цветения отбирают свои цвета и оттенки, согласуя их с сезоном. Например, в летнюю жару хочется прохлады, ощущение которой дадут голубые, белые, фиолетовые цветущие растения. Ближе к осени стоит добавить ярких и теплых красок: желтых, красных, оранжевых цветов. Чтобы участок не был монохромным зимой, используют хвойники с хвоей разных оттенков.

Основную цветовую схему определяют на этапе создания эскиза. Позже в нее можно внести изменения, меняя состав однолетних и многолетних растений на клумбах и в цветниках.

Компания “ПозитивПроект” предлагает

Распространенные ошибки в дизайне сада: форма, цвет, композиция

В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована связь дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое многоуровневость и как ее можно создать, а также о том, почему забор нельзя сбрасывать со счетов ландшафтного дизайна. Теперь перейдем к форме, цвету и композиции.

Ошибка 5. Увлечение геометрией

Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (как правило, так и бывает), то все линии планировки должны быть ровными: дорожки –прямыми, газон – квадратным и так далее.


Не увлекайтесь геометрией!

Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется метод противоположного. Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Метод заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы отрицаются.

Так, если участок узкий и длинный, исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем сада:

  • если желаемый замысел требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали и так далее;
  • если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же неправильной волнистой формы. Даже если по каким-либо причинам сделать пейзажную дорожку решительно невозможно, на помощь придут обманки: просто устройте по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал мощения будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть: создайте иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен фантазийный рисунок мощения.


Хорошо, если материал дорожек будет неоднородным. Фото с сайта gkdomisad.ru

Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент скульптурности в саду), к водоёмам, к газонам. Например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной или лентообразной формы, а если вам нравится – то и свободной, произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом на участке визуально скругляются острые углы и расширяются узкие проходы.


Пейзажность – лучше

Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Следует заметить, что в способе противоположного мелочей не бывает. По необходимости его можно применять и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).

Ошибка 6. На участке нет композиции

Слово композиция слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширна, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, не обязательно классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты, чтобы это выглядело красиво. Она должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.


Никакой композиции здесь нет

Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они его используют. Например, умение стильно одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.

Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, главный герой, вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и так далее.

Читать еще:  Натуральные солнцезащитные средства – как защитить кожу без вреда для здоровья


Очень важно правильно выбрать центр композиции. Фото с сайта tadgikov.net

Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским качеством: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.

Центр – условное название, совсем не обязательно искать его в середине участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.

А ещё композиция – это пропорциональность,то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и размеров дома величине всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это режет глаз и выглядит так, как будто всё собрано с разных участков. Нужно уравновесить размеры. Как это можно сделать:

  • во-первых, правильным планированием. Большому дому – значительное окружение: беседки и площадки отдыха должны быть просторными, а деревья – высокими. Соответственно, участок тоже должен быть обширным. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру;
  • во-вторых, есть специальные приёмы: если на маленьком участке уже построен большой дом, то окружение тоже нужно сделать большим, с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.


А вот здесь композиция есть

И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.

Всё в саду имеет свою техническую конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга (в метрах, сантиметрах) будут располагаться его отдельные части.

Тот же самый вопрос возникает когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Ответ на этот вопрос даст критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют божественной. Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на две неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».

На практике это просто: в саду нужно применять коэффициент пересчета, он равен 0,618. Допустим, у вас есть два объекта, расстояние между которыми равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос – где? В совершенно определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0,618, получите 6,18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6,18 м от любого из двух существующих.

Ошибка 7. Неправильно использован цвет

Встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это ведь не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибкой будет считать, что в природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше оттенков, особенно ярких, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания, которые бывают:

  • в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета;
  • в виде тональной гармонии, когда используются различные, но близкие цвета;
  • в виде контрастной гармонии – когда используются противоположные, резко контрастные цвета.


В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Фото с сайта img.superdom.ua

Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции будет уже не слишком гармонично.

Не стоит забывать и о группе нейтральных цветов:

  • светло-серый;
  • светло-синевато-серый;
  • бежевый;
  • песочный;
  • кремовый;
  • очень светло-жёлтый.


Они станут отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновесят всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации.


С цветом явно перебор

На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет, или жёлтая составляющая (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и выцветают. Поэтому, если вы хотите высадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени расположить растения, цветущие голубым.

Освещение в саду в течение дня постоянно меняется. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.

Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу будет сложно. И вот что я предлагаю. Для того, чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:

  1. На большой лист бумаги нужно наклеить несколько достаточно крупных фотографий основных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать различные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (можно просто их чёткие фото), фото желаемых растений, мебели и аксессуаров именно такого цвета, как вы хотите. Естественно, учитывая основные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не найдёте тот вариант цветовых сочетаний, который вас устраивает.
  2. Теперь его можно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести этот коллаж на улицу, рассмотреть при разном освещении в различное время суток. Если вам нравится результат, тогда этот коллаж становится руководством к действию – образцом для конкретных покупок.


Эта цветовая гаманюансная

Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и глушит цвета природы. В любом случае лучше отдать предпочтение пастельным тонам.

home_and_garden

Home and Garden

Стильный и комфортный дом

Ландшафтный дизайн: палитра сада

Продолжу тему ландшафтного дизайна цветочной колористикой.

Цвет передает настроение и эмоции. Можно нарисовать картинку или сделать «перечисление». При этом цветовосприятие субъективно и в первую очередь при создании сада стоит отталкиваться от личных предпочтений.

Картина:

Перечисление:

Цвет в цветочных композициях

Цветник воспринимается по-разному вблизи и издали. Поэтому при создании сада нужно помнить о перспективе, с каких точек мы будем «видеть картинку».

Один кусочек композиции вблизи:

Издали:

Само цветение скоротечное и яркое.

Желто-синюю гамму легко создать в июне, но сложно в сентябре.
На солнечных участках лучше читаются теплые композиции.
Найти красное, растущее в тени, очень сложно.

Не про цветы, а про цвета.
Цветовой круг.

Не буду углубляться в теорию. Остановлюсь на основах. В дружественном сообществе недавно разбирались цветовые комбинации для гардероба более, чем подробно. Для цветника точность подбора менее важна, особенно учитывая то, как сложно подобрать оттенки цветов (а иногда вырастает не то, что было изображено на упаковке).

Цвета бывают ахроматические (черный, белый и серые) и хроматические (наша цветовая палитра).

Основные цветовые комбинации:
монохроматическая (один цвет используется)

В данном случае монохроматической гаммой можно назвать и оттенки зеленого:

комплементарная (цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге)

синий и оранжевый

или, если зеленый учитывать — зеленый и фуксия/розовый

триада (равнобедренный треугольник)

сплит-комплементарная (два цвета рядом, один напротив)

От градаций цвета (светло-голубой — ярко-голубой), дополнительных (комплементарных цветов), которые усиливают друг друга, до контраста цветовых сопоставлений (чистые цвета — красный, синий, желтый).

Пастельные цвета будут давать одно настроение, яркие насыщенные — другое.

Насыщенность цветов важна для сложных сочетаний.

Сиреневый и оранжевый — контраст 1-го порядка.

Одинаковая насыщенность смягчает сочетания, примиряет цвета.

Светлота — близость к белому или черному.

Светлый — желтый, розовый, голубой.

Темный — синий, фиолетовый, коричневый

Темное теряется на темном, светлое на светлом. Мы рассматриваем не только сочетания цветов, но и фон — стены, забор, конструкции.

Светлотный контраст — насколько один цвет темнее или светлее другого.

Чем контрастнее сочетание, тем оно выглядит современнее.

Самый сложный цвет — белый.
В разноцветных цветниках он дает «выбитые пиксели». Он переводит картину в ахроматический ряд.

Лучше всего белый смотрится в монохроматических цветниках.

Или используется не чисто-белый (кремовый, голубоватый).

Про цветовые сценарии цветника будет еще один пост. Предыдущие посты по тегу «ландшафтный дизайн».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector